sunsinta (sunsinta) wrote,
sunsinta
sunsinta

Categories:

"Нирвана" Габриэле Сальватореса: Когда-то будущее, теперь - настоящее



Нирвана / Nirvana

Режиссёр Габриэле Сальваторес

В ролях: Кристофер Ламберт, Аманда Сандрелли, Эммануэль Сенье, Клаудио Бизио, Диего Абатантуоно

В жестоком и мрачном мире будущего гениальный программист Джимми создает потрясающие компьютерные игры, однако, в его последнем шедевре под названием «Нирвана» появляется сбой: главный персонаж игры, Соло, обретает разум. Осознавая собственную нереальность, Соло требует прекратить его никчемную «жизнь».



«- Нет, нет, подожди еще одну секунду, когда ты меня сотрешь, я превращусь во что?
- В снежинку на ветру.
- Ну, что же, это неплохо!»


Нирвана - религиозная и философская концепция в религиях Индии (индуизм, буддизм и т.д.), состояние такого спокойствия ума, тела и души, которого человек достигает после того, как все его желания (источник страдания) погашены.
Многие верят, что нирвана достигается через реинкарнации, где каждый раз, когда вы «возвращаетесь», то становитесь немного более уставшими от мира и ближе к Нирване.
Именно это и происходит с Соло в игре: он становится живым и запоминает всё, что с ним было, и это очень, очень-очень невыносимо, тем более, когда всё внутри, а выбраться невозможно.



А в реальном (?) мире стоит зима, конец декабря.
Джимми-программист один в своей роскошной квартире, если не считать умного дома, который порядком уже его достал...
И Джимми тоже не понимает, что происходит - то ли он медленно сходит с ума, после того, как расстался со своей любимой девушкой Лизой, то ли наркотики так действуют, то ли действительно персонаж игры по имени Соло ожил...



И, как ни странно, Соло и становится тем, кто вытаскивает Джимми из мира неуютного (но комфортного технически) одиночества в другой мир, что за окном: в метель, в деградирующее общество, озабоченное только получением удовольствий и компьютеризацией всего, чего можно и нельзя, и многого другого.
И толкает на поиски Лизы - а где же она теперь?

Киберпанковский мир недалекого будущего... Или теперь уже настоящего.
Нирвана? Вряд ли.
Но всегда можно остановить мучения, если не свои, то хотя бы своего творения, своего единственного друга, который так странно появился у Джимми...



Кино снято из «того, что было»: списанные компьютеры, телевизоры, мониторы, разломанные наушники и электронные части, разваливающиеся здания и заброшенные заводы, что доказывает - всё это гениальный режиссер способен оживить.



«Нирвана» дает отсылки на «Ловца» («Бегущий по лезвию» на российском лицензии) Ридли Скотта, «Возвращение памяти» («Вспомнить всё») Пола Верховена: размышления о природе памяти в цифровую эпоху, где это могут быть легко синтезировано и подменено на фальшивое.
Как и двусмысленная концовка.



Реальна ли «Нирвана», реален ли мир Джимми?
А наш?
Или мы все в игре?



В «Нирване» можно найти и идеи из романа Яна Вайса «Дом в тысячу этажей» (1929), что может заметно расширить «временные границы» киберпанка как культурного явления: у Джойстика черно-белые окуляры вместо глаз, а сам он почти идентичен слепому Орсагу, носившему на висках «стекляшки с регулировкой колёсиком».
И есть Ганди Симпсон, который мог уничтожить «директорию корпорации», но в итоге был лишен сознания, очень напоминает «торговца звездами, старика Галио», который хотел сокрушить Муллер-дом, однако оказался в «камере для сумасшедших», так как мог писать лишь одни нули, то есть был «обнулен» («стал сплошным нулём»).



Синяя женщина с множеством рук, которая появляется на заставке, и дальше, это Кали, индуистская богиня власти, времени, перемен, разрушения и смерти.

Фильм снимали итальянской съемочной группой на итальянском языке, но Ламберт (который знает только французский и английский) говорил на английском в своих репликах, как и еще несколько актёров, а затем его переозвучили для итальянской версии итальянским актером.
Есть и международная версия на английском, где обратная ситуация: оставлены реплики Ламберта, как были, т.е. на английском, а вот остальных актёров переозвучили на английский.

© sunsinta, 2021

Tags: ГабриэлеСальваторес, Кино, КристоферЛамберт, Нирвана, киберпанк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment